"

Ікс-кілометр - територія людини

"
[

персональний сайт Олени Маляренко

творчість, журналістика, комунікації
]
& журналістика & ситуаці-Я & Рынок без рынка или Сага о херсонских пассажироперевозках

Рынок без рынка или Сага о херсонских пассажироперевозках

14.11.2018 23:31

Что такое рыночная экономика? Это, некнижным языком говоря, спрос, предложение, компромисс, обеспечивающий сделку. Как достичь компромисса с тем, кто предлагает услугу или товар по слишком высокой, нереальной цене? Можно перестать польщоваться слишком дорогой для тебя услугой. А можно вспомнить, что для этого и существует конкуренция – кто-то да и  предложит ту же услугу или товар подешевле или поплоше. А еще для этого государством предусмотрен тот или иной регулятор – он не позволит рисовать цены с потолка, а потребует обоснования: себестоимость, дополнительные расходы, амортизация, доходы, прочие составляющие цены, позволяющие и богатеть, и развиваться, и не отставать по качеству.

Казалось бы, все просто? Ну предложили херсонские перевозчики возить людей в маршрутках за 8-16 гривен за одну поездку. Имеют право, это рынок. Но спрос-то есть на поездку по 4 -5 грн,  и не больше (не из жадности, а из-за благосостояния людей – неоткуда взять). Это тоже рынок, покупательная способность называется. Тут бы и включиться рыночным механизмам равновесия – конкуренции и регуляторности. Но не тут-то было. А почему? И вот тут пора слагать эпос, сагу о херсонских перевозках.

читайте: Маршрутки Херсона: да идут они все в Пизу!


фото - Політична Херсонщина

Песнь первая, о конкуренции.

Этого «зверя» на рынке маршрутопревозок победили еще в эпоху троекратного мерствования Владимира Васильевича Первого. Не будем вдаваться в подробности, в которые мы не посвящены и, пардон, свечей при сношении народных представителей депкорпуса молодым зарождающимся бизнесом не держали. Скажем просто: как-то так вышло, что решено было не конкурировать вообще, чтобы не мешать "коллегам" зарабатывать. Перевозчики, чтобы не вырывать друг у друга хлебушек насущный, просто поделили зоны ответственности. А чтобы не рисковать потерей пассажира – как-то так избавились от крупногабаритного городского транспорта, и электротранспорта в частности, сократив его поголовье с нескольких сотен машин до нескольких десятков за считанные годы. Что говорить, если единственный коммунальный автотранпорт Херсонкоммунтарснсервис не просто играет по общим правилам, а даже не попытался нарастить потенциал и предложить качественно иную услугу за другую цену.

Поскольку цель статьи – не выполнить работу органов, которые расследуют экономические преступления и коррупцию, а понять и простить, остановимся на малом: как-то так получилось, что альтернативы маршруткам не стало. А поскольку конкуренция между перевозчиками умерла еще раньше – то главного рыночного стимула, побуждающего улучшать услугу, чтобы иметь право поднимать цену, мы тоже не видели лет уже более 15. Вот вам и ответ, почему не то что вай-фая и кондиционеров, а просто безопасных маршруток у нас нет – незачем.

Тотальная безработица и четвертое с конца  рейтинга зарплат в Украине место лишь помогли собственникам маршрутов закрепить свою власть не только над пассажиром, но и над водителем – утомленные, обозленные, невыспавшиеся люди сформировали отдельную касту пассажироненавистников и используются своими феодаламии-властителями во всех битвах с пешими горожанами. Стоит водителям немного недоплатить и сказать, что в этом повинны пассажиры – как они мгновенно входят в состояние полной боевой готовности. Долгое время это и удерживало безрыночное состояние рынка в статичном положении – одним просто приходилось ТАК работать, забывая о правах, другим – просто заказывать ПЛОХУЮ услугу, ведь ни худшей дешевле, ни лучшей дороже просто нет.

читайте: Могут ли херсонцы доверять маршруткам свою жизнь?

Песнь вторая, революционная.
После революции достоинства народ поверил, что раз уж Януковича сверг, то и с маршрутками справится. Активисты, взяв на себя полномочия регулятора, разработали стратегию и систему и потребовали:

  1. обоснования цен,
  2. улучшения качества транспорта (просторный, новый, кондиционер и вайфай),
  3. улучшения качества услуги – график, вежливость, ночные маршруты
  4. гарантий.

На что им "разумно возразили: денег нет, давайте повышать цены. Активисты напомнили о гарантиях, а гарантии по старой привычке бесконкурентности и безальтернативности даны им не были…И, пожалуй, точка. Это самая короткая песнь саги. 

читайте: Если у вас есть лишние миллионы - купите Херсону коммунальные автобусы, - Ярослав Концевой

Песнь третья, регуляторная.
Эта песня самая интересная и самая безысходная, и найти в ней смысл, пожалуй, будет посложнее, нежели дойти до кафкианского «замка». Где-то там, вдали, есть регулятор, посредник между потребителем и предоставителем услуги. Почему же он не вмешивается? Да существует ли он на самом деле?
Существует. Вот только положению его не позавидуешь. Так ли, нет ли, но по старой традиции, как пишут наши коллеги из «Любимого Херсона», еще до того, как городские активисты решили бороться за права пассажиров, владельцы маршрутов пришли к Владимиру Васильевичу Второму и рассказали, на каких условиях они снизойдут до перевозок херсонцев. Была ли дана «мзда великая», или нет – нам про то неведомо. Но какое-то время  безрыночный рынок маршутоперевозок сохранял привычный статус кво.

Правда, горсоветом были предприняты поползновения вырастить конкурента и альтернативу в лице Херсонэлектротранса. Если забить рынок пусть бу, но троллейбусами и дать херсонцам возможность хоть какое-то время обходиться без маршруток, то перевозчики перестанут ходить "королями дорог" и вынуждены будут учиться договариваться.
Но не тут-то было…
По скудоумию ли, по продажности ли, или по неумению протягивать ножки по одежке, другие активисты устроили «скажем нет троллейбусному секонд-хенду». Да, они не дали нагреть руки смешной суммой, которая теоретически могла бы быть украдена (но на условное наклонение дела не заведешь, увы и ах, зато можно наслаждаться условной победой, если бы, да кабы). Всесто этого они дали заработать корпорации "Богдан", поставившей новые украинские троллейбусы с российскими комплектующими, да еще и не соответствующие нашим условиям. То есть, вместо 15-18 троллейбусов мы по той же цене получили пять… До сих  пор потрясает величие «перемоги», но даже не в этом, а в том, что маршруткам эта великолепная пятерка НИКАК не может составить конкуренции.

Горсовет после слабых попыток обойти заклятых друзей-перевозчиков с тылу, решил «обидеться на горожан» и величественно умыл руки. Иными словами, функция регулятора им больше не выполняется, компромисс между плохим и дорогим транспортным предложением и дешевым и высоким спросом не ищется. Мы получили не только рынок без рынка, но и регулятора без ответственности (хотя, работая за деньги горожан, он мог бы отнестись к ним с большим пониманием).

К слову, точно так же горсовет обошелся и с «заклятыми друзьями» - маршрутчиками. Ведь мог же, мог искать дешевые кредиты, выступить поручителем и помочь им одновременно с улучшением качества перевозок поднять и цену? Мог! Но не стал…

читайте: В Херсоне на смену протестам пассажиров пришли протесты маршрутчиков

Песнь последняя, вопросительная.
Что же теперь делают собственники маршрутов? Правильно, он давят и диктуют цену. Потому что по законам рынка могут, а остановить их некому – нет ни регулирования, ни конкуренции.
Что же теперь делают горожане?  Правильно: требуют, ропщут и скандалят. Потому что тоже имеют право: ведь им за ОЧЕНЬ низкосортную услугу при КРАЙНЕ низкой покупательной способности заламывают НЕРЕАЛЬНУЮ цену.
Что же делает горсовет? Правильно: боится принимать решение, которое не понравится горожанам, а еще больше боится принимать решение, которое не понравится маршрутной мафии - уж простите, ребята-перевозчики, но если вы без конкуренции, без альтернативы, задействуя шантаж да еще и используя наемных рабочих как бойцовский клуб против горожан устанавливаете монополию и не пускаете чужого перевозчика в Херсон, то вы именно  мафия. И трусость горсовета тому подтверждение.

Вместо того, чтобы решать проблему, так называемая мэрия пустила ситуацию на самотек и спекулирует ситуацией. Она заигрывает то с одними, то с другими. Вот, мол, дорогие перевозчики, мы для вас подняли тарифы, но жители – бунтуют, подлецы,  не хотят «жити по-новому». И позволяют цену опустить при содействии части депутатов. И тут уже заявляют горожанам: вот, мол, жители, мы для вас добились понижения цен, но водители не поедут...

   

В этом случае исходов только два.
И первый – рынок начнет регулирует себя сам. Так, «Корнет-стиль» заявил, что будет возить по 8 грн, раз ситуация неуправляема. Качество их подвижного состава – наивысшее в городе, потенциал для роста есть, свои «бойцы-защитники», видимо, тоже. Глядишь, не просто продавят восемь гривен для всех, а постепенно отожмут маршруты у менее поворотливых и более недоброжелательных к пассажирам коллег.

А второй вариант называется по классике политологии «революционная ситуация». Это когда верхи не могут, а низы не хотят. При чем ТАК – не хотят уже не только пассажиры, но и перевозчики.

Ну и вместо припева, раз песнь не очень весела, общеукраинские мотивы послушаем.

Знаете, почему все это возможно в Херсоне? Нет, не Майдан виноват. Нет, не Путин-подлец с Крыма шатает. Это происходит потому, что в принципе рыночной экономикой и капитализмом у нас НЕ ПАХНЕТ. Посмотрите на любую сферу жизнедеятельности Украины. Не важно, государство ли оказывает услугу или частник, но, посадив нужного человека «рулить данной сферой», при помощи государства тут же зачищаются конкуретны.  Газ? Монополия. Отопление? Монополия. Электроснабжение? Монополия. И везде, где не гражданин предлагает другому гражданину товар или услугу, а "правильные люди" или государство - беконкурентная и безальтернативная среда, никак не регулирвемая государством. /то вам не курицу на базаре выбирать - по 40 или по 120 за кг, это - обеспечивать прибыль "слуг государевых", верных его вассалов. Так было всегда, и ничего не изменилось послереволюции.
Так что вы, дорогие граждане, будете покупать у того, у кого вам скажут, и по той цене, по которой вас заставят. Так почему же вы решили, что в транспортной сфере будет иначе? Да еще и где, в Херсоне – самом транзитном областном центре, где политические и руководящие кадры или пересиживают неспокойное время, или берут разгон или досиживают до пенсии.

читайте: Газ буде завтра, теплоносій через 3 дні, - пообіцяв Херсону голова ХОДА

Так что продолжайте ругаться с водителями – такими же «использованными феодальной ситуацией» херсонцами, как и вы, такими же гражданами-"терпилами", уж простите за грубость. Это не поможет изменить ситуацию, но позволит снять стресс и ощутить себя брюсом-вмемогущим хоть на время поездки.

Зачем вам кооперироваться, консолидироваться и строить общины (громады) и собственные предприятия и проекты взамен государственным или пригревшимся  у него на тощей груди псевдочастникам? Зачем искать общий язык и понимание с водителями: нам же друг без друга - никак? Или вы надеетесь, что когда-то и ваш звездный час придет - вы предложите единственную услугу, договоритесь с кем-то, кто зачистит поле от конкруентов и тоже "сострижете бабла"- как все здесь? Или вы все еще верите, что новый царь (мэр, президент, интервент) придет - порядок наведет? Или "намылились за кордон", потому что в чужой стране вам будет лучше? Конечно, ведь там – построили гражданское общество около 150 лет назад, а мы – пока еще даже и не попытались, все грыземся. А жаль...


хорошая чужая статья по теме: Валерій Пекар  ​Демократичний феодалізм як соціальний устрій нинішньої України


Алена Маляренко

календар

      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031