Часовни преткновения: официальное мнение обеих патриархий
04.08.2018 19:29Ситуация с двумя ведомственными храмами остается нерешенной. Однако по нашей просьбе и представители УПЦ КП, и представители УПЦ (МП) высказали свою точку зрения.
"Яблоком раздора" для патриархий стали два ведомственных храма. Первый - это храм святого праведного воина Федора Ушакова на ул. Лютеранской (Кирова) при главном управлении полиции в Херсонской области. Второй – храм в честь 40 мучеников Севастийских, который находится при бывшем управлении ГАИ, ныне – Патрульной полиции на пр. Адм. Сенявина.
Активисты, политики и часть священства Киевского патриархата выступили за передачу храмов при силовых структурах более патриотичным, по их мнению, служителям. По этому поводу в адрес областной власти и полиции было направлено соответствующее письмо о передаче этих храмов к УПЦ Киевского патриархата, в ведение капелланской службы.
читайте начало тут: Херсонське Різдво може виявитися політично активним
Поскольку обращение было подписано "Правым сектором" и Натальей Вотеичкиной, наше издание поинтересовалось у нее - есть ли на подобные действия санкция Высокопреосвященнейшего Дамиана, Архиепископа Херсонского и Таврического УПЦ Киевского патриархата. И не оказывают ли активисты им "медвежью услугу", обостряя межцерковные отношения под ортодоксальное Рождество и Водосвятие? Наталья Вотеичкина довольно обтекаемо сказала: "мы разговаривали, поддержка есть":
Косвенно эту поддержку подтвердил "лайк" под призывом от о. Иоанна Замараева, представителя КП:
Мы обратились к секретарю епархии отцу Иоанну с просьбой прокомментировать ситуацию: есть ли санкция УПЦ КП в области на действия активистов? И получили следующий ответ - довольно дипломатичный и гибкий:
Относительно упомянутых Вами часовен – они действительно опекаются духовенством Московского патриархата. Как я отношусь к этому? С опаской, потому, что большинство священнослужителей РПЦ (не все) являются пропагандистами идеологии «Русского мира», которая в условиях нынешней гибридной войны является составляющей вооружения страны агрессора. Безусловно, для страны и нашего народа было бы гораздо лучше иметь свою Помесную Украинскую Православную церковь – как издревле и сложилось в Мировом православии – в Грузии своя – Грузинская церковь со своим патриархом, в Греции – своя, Греческая во главе с предстоятелем, в Болгарии – своя, в России Русская, возглавляемая патр. Кириллом и т.д., а в Украине должна быть своя – Украинская – не якобы - с фальшивыми бумагами, а подлинно Украинская. Что касается вышеозначенных храмов – действительно странно – как могут опекать наших силовиков люди, среди которых полно истовых пропагандистов антиукраинских умонастроений. Однако сей факт не должен провоцировать нашу Церковь Киевского патриархата на «поход» против, пусть и заблуждающихся братьев и сестёр христиан.
Между строк можно прочесть: "в Херсонской епархии УПЦ КП не против получить для капелланской службы эти храмы, как не против они и того, чтобы все церкви Украины стали более украинскими. Однако сами ввязываться в дележ они не хотят, а посему оставляют на волю общественности".
Хотя, мы на своей трактовке не можем настаивать - чтение между строк дело неблагодарное, может кто-то прочтет и истолкует иначе?
Куда яснее свою позицию высказали в УПЦ МП. Здесь говорят, что и священнослужители, и верующие херсонской епархии украинской православной церкви московского патриархата обеспокоены ситуацией, которая сложилась вокруг этих храмов. На воззвание к властям и силовикам от активистов отреагировал секретариат Украинской православной церкви МП. Видеообращение о. Максима по этому поводу было размещено на ю-тьюб:
«Мы считаем эти обращения ложными, поскольку в них находится клевета на нашу церковь. В частности, что мы якобы ведем антигосударственную политику. Дело в том, что херсонская епархия УПЦ МП, священники наши, всегда благословляют воинов украинских на защиту государственных границ. Мы помогаем как воинам, находящимся в зоне АТО, так и ветеранам, семьям погибших, сиротам. Мы ведем активную социально-патриотическую деятельность, а прихожане и священники вышеупомянутых храмов больше других подвизаются на этой ниве. И никогда ни со стороны людей, ни со стороны руководства не было нареканий в их сторону.
Мы считаем, что эти требования продиктованы исключительно политическими мотивами и могут привести к разжиганию религиозной вражды на Херсонщине. К тому же хочется отметить, что в непосредственной близости к Главному управлению полиции, совершенно рядом находятся два храма УПЦ Киевского патриархата. Это храм в честь святителя Петра Могилы на ул. Лютеранской. И совсем недалеко, на Перекопской, находится храм в честь царицы Александры – настоятель этого храма является капелланом.
Какой-либо реальной надобности в дополнительных храмовых помещениях в этом районе у Киевского патриархата на самом деле нет. Поэтому мы обеспокоены чисто политическими заявлениями и требованиями еще и потому, что это может привести к острой реакции со стороны наших прихожан » - источник https://www.youtube.com/watch?v=So4BdyMmBak
Надеемся, что разжечь очередной виток "битвы патриархий" не получится не только в праздничный период, но и вообще, и что мудрость властей и искренняя вера в Господа в руководстве церквей не позволит начать "бои без правил" по религиозному поводу ни руками верующих, ни руками активистов, ни используя солдат АТО или спортсменов, как это бывало.
Хотя, прямо скажем, испытание для обеих епархий - не из легких: когда-то и Христу предлагали дать ответы на социально-политические вопросы и отказаться "поддерживать агрессора" деньгами, на что он мудро ответил "Богу - Божье, а кесарю - кесарево". Хотя в последствии был обвинен и в непочтительности к кесарю, и в отсутствии патриотизма и нелюбви к традициям своего народа, и в итоге революционер Варравва, убивший римских солдат, оказался милее народу и был снят с креста, а Христос - взошел на него. И не защищал себя, не пояснял позиций, и запретил, как мы помним, Петру отстаивать его с мечом. Так что ничего нового под небом.
Мы следим за развитием ситуации и ждем реакции силовиков и руководства города и области. Раз уж решать чисто церковные вопросы по молчаливому согласию будут они, важно понимать, к какому решению склоняется чаша весов.
Алена Маляренко для Любимого Херсона