"

Ікс-кілометр - територія людини

"
[

персональний сайт Олени Маляренко

творчість, журналістика, комунікації
]
& журналістика & ситуаці-Я & Будь или не будь: это песня про Херсонский морпорт

Будь или не будь: это песня про Херсонский морпорт

13.07.2018 18:24

Херсонские депутаты устали ждать решения судьбы предприятия и написали письмо Президенту. Определятся ли со сценарием развития Херсонского торгового морпорта, успешной децентрализацией в области и не испортят ли отношения с Литвой? Покажет выездное заседание Кабмина.

Сессия Херсонского городского совета, состоявшаяся 5 июня текущего года, приняла обращение к Президенту Украины Петру Порошенко и Премьер-Министру Владимиру Гройсману с просьбой провести в Херсоне выездное заседание Кабинета Министров. На повестке дня – украинско-литовское сотрудничество в судьбе Херсонского морского порта.

Идея децентрализации разбудила важную городу инициативу
Херсон с момента своего создания всегда был тесно связан с портом. Каждый местный житель понимал: развивается порт – развивается и город, проблемы одного отражаются на состоянии другого. И объявление курса на децентрализацию в 2014 году восприняли как сигнал к действию – в Херсоне было решено возродить мощь ХМТП. Параллельно с этим и в киевских кабинетах решили реформировать Херсонский морпорт.
Сначала все шло неплохо. Поскольку примером для подражания в сфере государственно-частного партнерства был выбран морской порт литовского города Клайпеда, то и официальное письмо за подписью мэра Херсона о помощи в подготовке проекта реформирования и развития Херсонского порта было отправлено литовским партнерам. Открытость Литвы, важность проекта и мечты об успешной децентрализации даже оказались способными консолидировать самых разных представителей депутатского корпуса, не зависимо от партийной принадлежности.
Опираясь на действующие нормы Закона Украины «О государственно-частном партнерстве» начали с таких шагов:
- подговка технико-экономическое обоснование проекта;
- поиск донорских организаций, саособных профинансировать работы по подготовке ТЭО;
- детальный анализ готового проекта, открытые обсуждения;
- привлечение заинтересованных в реализации проекта лиц, готовых вынести его на рассмотрение Министерства инфраструктуры Украины.
Завершающим этапом должны были стать результаты проведения Министерством конкурса, открытого, прозрачного, незаангажированного. Но…

Невыгодная самостоятельность: херсонцы и литовцы выносятся за скобки
Первый звоночек, сообщивший херсонским депутатам, что что-то пошло не так и что в Мининфраструктуры Украины под словом «децентрализация» понимают нечто иное, прозвучал еще в конце 2015 г.
Тогда в городе обсуждали первые результаты проделанной специалистами Литвы работы, планировали уже вскоре привлечь к реализации проекта опытные и авторитетные в транспортно-логистической портовой сфере предприятия, в том числе иностранные. Об этом проинформировали Министерство инфраструктуры Украины. И что же?
Дальше посвященной этому вопросу публикации на министерском сайте дело не пошло. А развитие ситуации перестало выглядеть логично. Судите сами: в Министерстве, зная уже о колоссальном объеме работы, проделанном литовскими специалистами, вдруг объявляют: новое ТЭО будет готовить другая группа экспертов. Для этого за деньги Мирового банка привлекают международных консультантов, но ни в новую группу, ни даже к обсуждению представителей Литвы не приглашают.
Выносится нео-проэктантами за скобки как оценка уже сделанного проекта, так и херсонское региональное мнение. И это несмотря на то, что согласно ЗУ «О государственно-частном партнерстве», проект ТЭО по Херсонскому морскому торговому порту был внесен 8 ноября 2017 года на рассмотрение Министерством инфраструктуры Украины в качестве частной инициативы. И хотя в течение трех месяцев внесенный проект должны были проанализировать и приступить к подготовке конкурса (частный партнер определяется на конкурсной основе, при этом субъект внесения проекта не имеет никаких приоритетов во время его проведения), этого не произошло даже спустя семь месяцев.

Гуляем по-богатому: сорим деньгами и обижаем партнеров
Реакция депутатов Херсонского горсовета порадовала оперативностью. В марте 2016 г. на имя Андрея Пивоварского (на тот момент Министра инфраструктуры Украины) уходит коллективное обращение, подписанное 2/3 депутатского корпуса, представителями всех фракций и групп. В нем в очередной раз информируют о проделанной литовскими специалистами работе по подготовке ТЭО проекта реформирования и развития Херсонского морского порта, настаивают на использовании результатов данной работы, указывают на недопущении нецелесообразного расхода привлекаемых средств Мирового банка, рекомендуют «вернуть в игру» представителей Литвы при подготовке окончательного проекта и документов на конкурс. Но, судя по всему, Мининфраструктуры решило действовать авторитарно, и херсонских депутатов не слышать – такая она, децентрализация в действии?
Депутаты Херсона проявили удивительное упорство, словно решили доказать, что законы должны выполняться всеми. 5 июня текущего года они обратились к Президенту и Премьеру, указав на нелогичность поведения Мнинфраструктуры и его нового главы Владимира Омеляна в вопросах развития Херсонского морпорта. Большинство поддержало голосованием требование рассмотреть на заседании КМУ «способность Министра инфраструктуры Украины исполнять свои обязанности и его преступную бездеятельность как фактор противодействия укреплению экономической стабильности и безопасности в области, которая граничит с оккупированной Автономной Республикой Крым». Ведь особенно важно быть последовательным в решениях и следовать букве закона, если на кону судьба пограничного региона Украины, а значит и единство, целостность, безопасность и перспективы развития всей страны.
 
В таком контексте практически доведенная до логического завершения литовскими и украинскими специалистами работа по ТЭО модернизации объектов инфраструктуры Херсонского морского порта, включение в проект «умирающего» Скадовского порта – яркий пример того, как должны действовать ответственные местные территориальные общины. На момент принятия ими решения из 4-х морских портов области реально работающим оставался только один - Херсонский. Но и его грузооборот в 2013 - 2017 гг снизился в 2,5 раза и держал тенденцию падения.
На этом тревожном фоне в Херсоне, казалось бы, сделали невозможное. Подготовленный проект реализации модели государственно-частного партнерства по Херсонскому и Скадовскому морским портам сулил рост деловой активности в регионе, реализацию ряда смежных проектов и способствовал созданию нового транспортного коридора Клайпеда-Беларусь-Херсон-Трабзон-Грузия-Баку. К слову, он получил высокую оценку как геополитически важный со стороны представителей не только Литвы, но и Беларуси, Грузии, Турции, Азербайджана, Казахстана, Туркменистана, Ирана.

Что скрывается за «чудесами логики» от Министерства
Неужели в Кабмине забыли, что Херсон расположен всего в 100 км от границы с оккупированным Крымом, и что на экономические успехи и неудачи региона следует смотреть через эту призму?
Неужели не понимают остроты момента и актуальности открывающихся перспектив?
Неужели не понимают, что могли бы воспользоваться уже готовым проектом и не тратить зря привлекаемые средства международных финансовых организаций?
Но, как видно, нет. Более того, «министерские чудеса» продолжаются. Даже несмотря на то, что 27 ноября 2017 г. был заключен договор между находящейся в структуре Министерства инфраструктуры Украины Администрацией морских портов и Европейским банком реконструкции и развития, и даже несмотря на то, что на подготовку ТЭО для передачи в концессию ГП «Херсонский МТП» запланировано около 1 млн евро, в Киеве «наступают на те же грабли» - забывают и о готовом проекте, и об участии в нем Литвы, и о потребностях Херсонщины.
В довершение всего появилась информация о намерениях КМУ до 2020 года приватизировать государственную стивидорную компанию Херсонский МТП. То есть, вся работа громады, вся помощь литовских коллег, и даже проведённая альтернативная проектная работа могут быть перечеркнуты, а затраченные средства обращены в пыль? Почему? С какой целью?

Поддержат ли сценарий децентрализации Президент и Премьер
Небезосновательно нелогичные выпады Кабмина взволновали херсонский депкорпус. В упомянутом выше обращении к Президенту и Премьеру депутаты дословно проголосовали за следующее: «имея негативный опыт приватизации Херсонского речного порта (АСК “Укрречфлот”), защищая интересы Херсонской городской территориальной общины, депутаты Херсонського городского совета выступают категорически против приватизации Херсонского морского торгового порта и заявляют, что Херсон не продается».
(ознайомитися можна за посиланням: http://www.city.kherson.ua/act_search/3?number=1429&text=&date_from=&date_to=&search=1)


И, согласно взятого на децентрализацию курса, они имели право это заявлять. Если, конечно, под словами «Реформа децентрализации» в Администрации Президента и Кабинете Министров Украины подразумевали то же, что и рядовые исполнители закона.
 
Депутаты Херсонского городского совета надеются на разрешение ситуации во время выездного заседания Кабмина в Херсоне, в котором должны принять участие Президент Украины, Послы Литвы, Беларуси, Грузии, Азербайджана и Турции. Вот только состоится ли это выездное заседание? А если состоится, то услышат ли мнение приграничного Херсона?

 

инф. внешнего источника,
не отражает мнения ресурса Х-километр
20.06.2018 21:56

 Больше по теме здесь: http://xkm.ks.ua/khersonskij_morport.htm 

календар

1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930