"Совок": о чем знать и с чем бороться
08.01.2016 15:06
Вопреки мнению многих и многих, «совок» – далеко не осознание себя гражданином СССР. Это даже не культ красного знамени, улыбающееся дедушки Ильича, cтрогого отца народов Сталина, колбасы по 2.20, вкусного мороженого за 25 копеек и доброго наивного кино без секса и излишеств нехороших .Это нечто большее, нежели упрямый уверенный в своей правоте мир, настороженно настроенный ко всем «иным». Большее, нежели несклонное к переменам и в чем-то даже рудиментарное мировоззрение, система ценностей. «Совок» - это диаметрально иной мир, альтернативная реальность. И одиозными признаками его можно выделить следующие:
1.Милитаризация и политизация общества. Каждая кухарка знает, как управлять государством. Каждый мужчина обязан по зову стать «в ружье». Каждому новому явлению, будь то культура или мода, дается строгая политическая и идейная оценка.
2.Создание руководящего клана из «проверенных на идейных фронтах» людей. А потому назначения на ведущие посты, ключевые роли происходит не по признакам профессиональным, а по признакам идейности и верности ранее выбранной линии.
3.Законодательно заявлены демократия и свобода , но реально проповедуется нетерпимость к оппозиции, иным взглядам, альтернативным ценностям,. Использование в их отношении без стеснения и зазрения репрессивного инструментария, запретов, изгнаний, заказных дел и т.п.
4.Имитация участия народа в решении судьбы Родины путем постоянного привлечения к показательным судам, массовым акциям и обсуждениям, народными сборам, коллективным празднествам, дням вольного труда и субботникам и т.д.
5.Решение острых проблем общества за счет самого общества. Насаждение культа жертвенности, выносливости, терпения в отношение временных трудностей, ибо светлое будущее не за горами.
6.Оправдание и объяснение всех неудач в развитии общества «происками» внутренних и внешних врагов.
7.Насаждениея «бдительности» - стимуляция к поиску и вскрытию тайных сообщества, пятой колонны, врагов народа среди своих и в общественных институтах. Показательная чистка рядов.
8. Отрицание опыта предыдущих поколений, нивелирование их героев и опровержение достижений (мы наш, мы новый мир построим, смерть офицерам-белопогонникам, долой буржуазную интеллигенцию, осудим реакционную псевдонауку и т.п.) .
9. Поэтизация нового стиля жизни, воспевание кровавого переходного периоду. Потребность в сопровождающей процесс идеологической и культурной продукции: от произведений новых деятелей искусства до декоративных атрибутов.(кожанки, красные косынки и ленты, флажки, значки).
10.Сотворение пантеона своих героев и новомучеников. О них не дают забывать, на них призывают держать равнение. Переписывание биографии культовых персонажей.
11.Создание списка врагов. Их обезличивание, расчеловечивание, к ним прививается ненависть. С ними будут сравниваться все, кто в будущем проявит нелояльность к верхушке и будет устраняться "от руля", лишаться, именно как враг, права голоса или физически устраняться под таким благовидным предлогом.
12. Поддержание народа в состоянии противостояния по отношению с неудобными соседями: «мы – и они». Радикализм в отделении от «них» - железные занавесы, берлинские стены, уничижительная риторика, наращивания вооруженного потенциала.
13. Постоянная апелляция к МЫ, которое постепенно должно вытеснить Я. Культ общества и государства, преобладание общественного над личным. Культ Мы поддерживается и через совместные ритуализированные действа: поклонение погибшим, дни памяти героев, коллективное пение гимнов и кричание речевок, публичные обращения к потомкам, коллективные проклятия врагам…
К сожалению, этот список можно продолжать до бесконечности, хотя в общих чертах это и есть те самые черты того самого «совка». Его так модно сейчас ненавидеть в Украине, которая так страстно сейчас выбирает путь в Европу. Но вот незадача: в отличие от индивидуализированной Европы, в которую Украина стремится, показывает она европейцам нечто абсолютно противоположное. Такое впечатление, что она не пересела с паровозика под названием «совок», а просто развернула его в другую сторону, не поняв, что там ее ожидает европейский шлагбаум.
К примеру, там, в Европе, в отличие от нас, революции всегда делались узким кругом хорошо профинансированных и прекрасно образованных интеллектуалов. Отголоски подобного подхода были, кстати, и в России – декабристы, бедные дворяне в ленинской гвардии. У нас же «батька бьют гуртом», и не иначе, да еще и по нескольку раз, забывая в остервенении униженных и оскорбленных, зачем начали драку.
Там - революционеры со временем растворялись в обновленном обществе. Или, в виде исключения, погибали на новом революционном витке. Путь нашего революционера – к корыту, в гро отправляются лишь редкие идеалисты.
В Европе, какой бы ни была война, в бой прежде всего шли армии – своя и вражеская. Люди же продолжали жить: буднично, разве что чуть беднее, но в общем-то прежней жизнью. Партизанщина массовой не становилась, если не было явного угнетения мирных граждан. У нас же всегда «вставала страна огромная». Точно так же, как и в советском союзе. И сейчас встала, не подумав, потому что приказали. А европеец бы подумал, прикинул риски и… заключил бы мир, имея такую армию и такие государственные долги.
Кстати, в Европе вообще, прежде чем принимать те или иные решения, сперва оценивают ситуацию, взвешивают за и против, выгоды и убытки, считают деньги. У них - там, куда мы рвемся - долгие решения и преобладают над радикальными, а длинный и прибыльный путь – над победоносным, нг убыточным. Что поделаешь, это Европа.
Там никто и никогда не награждал участников такого страшного явления как гражданская война. Более того, даже подробное изучение этих периодов доступно узким специалистам. По одной практичной и спокойной причине: люди, живущие в одной стране, не должны знать, что у них есть повод ненавидеть друг друга. Мы же не просто повторяем ошибку СССР, имевшего своих героев «гражданки», мы усугубляем: находим героев и врагов новых и новых, и в переосмысливаемой истории прошлого века, и в дне сегодняшнем.
Словом, там, где Европа решает холодной головой, мы берем горлом и эмоцией, там где Европа продавливает ситуацию экспертной группой – мы проламываем массой…
Возникает простой вопрос: украинцы, то ли это «совок» такой неизбывный , то ли мы не европейцы и идем не в Европу?
Или вот еще, как вариант: может, зачеркнув СССР и назвав его уничижительно «совок», мы зачеркнули что-то большее, чем ошибки поколений и страшные кровавые пятна истории? Может, мы собственное прошлое, своих предков вычеркнуть попытались из памяти, с их хорошим и плохим, с их искренними ошибками и злонамеренными нарушениями, с их мечтами и заблуждениями? А был ли смысл, если мы все это унаследовали? Ведь и мы, как и они, творим добро кровавыми руками и не понимаем, куда мостится дорога нашими благими намерениями…
Знаете, соотечественники, меня не покидает ощущение незавершенного гештальта… Неотработанной кармы… Как это: дети цареубийц развенчали один культ личности - и создали новый… Внуки цареубийц развалили Союз республик свободных, чтобы вступить в новый - Союз государств… Правнуки цареубийц, высмеяв революцию октябрьскую, неудачно сто лет спустя провернули уже две (помаранчову та євромайданську), и собираются, в случае чего, устроить третью, если счастье прямо сейчас, сию минуту, такое равное и доступное для всех, не упадет ему в руки…
Да уж, можно вывести человека из «совка». Но практически невозможно вывести «совок» из человека… Если только человек сам за это не возьмется.