"

Ікс-кілометр - територія людини

"
[

персональний сайт Олени Маляренко

творчість, журналістика, комунікації
]
& журналістика & ситуаці-Я & Херсонский морпорт: паника оказалась преждевременной

Херсонский морпорт: паника оказалась преждевременной

16.07.2018 23:44

Концессия готовится, о приватизации не слыхали - так прокомментировали слухи об изменении курса развития ХМТП источники в столице Украины.
Несколько дней назад внимание нашего сайта привлекла заметка о судьбе Херсонского морпорта, об участии в его жизни депутатов города, и о слухах готовящейся приватизации (да-да, не концессии, а именно приватизации) объекта: "Будь или не будь: это песня про Херсонский морпорт" или аналогичная статья "Децентрализация только на бумаге? Херсонские депутаты в надежде выездного заседания Кабмина".

Автор упоминаемого материала недоумевал:
- как можно было в эпоху децентрализации не дать городу реализовать свои амбиции и планы относительно бюджетообразующего предпрития?
- как можно было принебречь вкладом опытных литовских партнеров, готовивших технико-экономическое обоснование для концессионного соглашения и реформирования порта, и вдруг - снять их проект с рассмотрения, положив под сукно?
Мы, естественно, тоже озаботились вопросом - а что же там с морпортом и с концессией, о которой говорят так долго?
На наш не слишком компетентный в этой сфере взгляд, положение дел в порту оставляет желать лучшего. Несмотря на недавние прорывы и оптимизации, на частую смену руководства, ему до былого размаха далеко. И сценариев выхода из ситуации может быть несколько:
- государственные инвестиции и модернизация (отличный вариант, даже идеальный, будь у государства деньги),
- аренда, которая позволит заработать денег, и в будущем потратить их на инвестиции и модернизацию (тоже ничего, но арендатор вряд ли будет вести себя лучше, чем студент на съемной квартире - заработанные средства могут в массе своей уйти потом на ликвидацию последствий его деятельности, и до модернизации не дойдет вообще или не дойдет в том объеме, в котором нужно);
- приватизация - тут "ноу комментс", все помнят историю с Криворожсталью, от которой выиграли оигархические семьи и проиграло государство,
- концессия - это  вариант дает возможность "отдать в хорошие руки" на определенный срок и на строгих условиях; заработка особого он не сулит, но, в отличие от всех рассмотренных выше вариантов, сулит модернизацию - т.е. "концессия = надежда", что объект вернется к государству в лучшем состоянии, нежели давался.
Хорошо? Прямо скажем, неплохо. 
Тем более, проекты готовились - с учетом опыта прибалтийских коллег и при их непосредственном участии. 
Посему информация о том, что карнавала концессии не будет - поразили, как гром среди ясного неба. Неужели правда, что от этого сценария откажутся во имя дерибана средств, вырученных от приватизации? Неудивительно, что херсонские депутаты недовольны.
Мы обратились по тому поводу к своим источникам в Киеве и поинтересовались у них, как же идет расмотрение вопроса по концессии херсонского морпорта - раз. И почему не хотят услышать мнение херсонских деутатов - два (ведь децентрализация же, как ни крути).
Наш собеседник сразу несколько осадил пыл херсонских депутатов с их "нотами протеста" и "децентральными" полномочиями"
"По большому счету, если бы бы в рамках децентрализации горсовет имел бы полномочия по управлению и распоряжению портом, то принимать решения касательно портовой деятельности формально они бы могли. Но порт находится в сфере управления Мининфраструктуры, и частные компании, городские советы и все остальные заинтересованные участники могут инициировать проекты только в рамках процедуры, предусмотренной законом.
Было подано ТЭО, разработанное частной компанией, его проанализировали, собрали отзывы и порта, и АМПУ, есть там и рецензия самого министерства инфраструктуры, и передали со всеми документами в Минэкономики. Теперь уже они будут реагировать на эту инициативу.
Зачем создавались рабочие группы горсовета? Непонятно. Законы нашего государства никаким образом деятельность таких рабочих групп и необходимость принятия во внимание результатов их работы министерством инфраструктуры не предусматривают. ".
Неясно ему и то, о какой такой неуслышанной рабочей группе идет речь в статье - все проекты увидены и услышаны. Или горсовет Херсона писал свой, привлекая литовских экспертов?
Что касается отказа от концессии во имя приватизации, и бездарной траты денег на несколько параллельных проектов, то на это счет наш источник сказал следующее:
Проект концессии сейчас находится в стадии реализации. Приказы министерства инфраструктуры о начале процесса и перечне работ, которые необходимо провести для реализации, – в силе, никто их не отменял. Если бы правительством было принято другое решение, то эти приказы были бы остановлены.
Есть договор между АМПУ и ЕБРР по выполнению работ по подготовке двух портов в концессию. Пред-ТЭО было сделано полностью за донорские деньги. На 90% ЕБРР финансирует проект, но вся сумма покрывается за счет победителя конкурса по концессии. ЕБРР, Мировой банк и их консультанты являются в определенном роде гарантами качества и прозрачности выполнения работ. То есть, само ТЭО или условия конкурса не будут прописаны под какого-либо конкретного участника. В другом формате это слишком рискованная затея и слишком большой риск вызвать подозрения, скандал, некто пишет ТЭО под себя. Насколько известно, литовцы как раз позиционируют себя как один из претендентов на конкурс. О чем мы тогда говорим? Чем возмущен горсовет?


Сам прецедент написания статьи, которую мы тоже ретранслировали на http://xkm.ks.ua, то наш собеседник оценил ее довольно сдержанно и критично. По его мнению то, что к проблемам порта пытаются привлечь внимание - это хорошо, но хотелось бы чтобы никто никого не вводил в заблуждение и не манипулировал пролемами, а вел к их решению. Ведь, по его мнению, складывается ощущение, что не судьба предприятия беспокоит, а судьба своих инициатив:
"Группа депутатов, вместе с некими частными лицами из Литвы разработали некий документ, и теперь негодуют по поводу того, что их некие разработки не приняты как истина в последней инстанции? Кстати говоря, никто из официальных лиц не видел весь проект литовцев полностью и, соответственно, мог бы ознакомиться с ним. Доступна только презентацию развития, которую можно «слепить» за полдня".
Как видим, в Киеве говорят, что паника преждевременна и сеется она от неостаточного обладания информацией и от страха, что чьи-то местные интересы пострадают. И советуют депутатам горсовета обратить внимание на более плотное сотрудничество с нынешней адмнистрацией морпорта, создании взаимокомфортных условий работы, развития местной инфраструктуры и т.д. А самой портовой администрации - усилить контакт с Мининфраструктуры и Минкономики: не случайно на недавних праздненствах по случаю юбилея предприятия столичных гостей не было - этот звоночек куда тревожнее, нежели депутатские письма.
Вот такое мнение. Будем следить за развитием ситуации.Ведь от того, как будет жить и развиваться ХМТП, существенно зависит благополучие города. А от того, какое послевкусие от сотрудничества останется у иностранных партнеров, уже привлеченных к работе, - имидж нашей страны и Херсонщины. Не хотелось бы, чтобы такая масштабная работа завершилась ничем.

Что же касается приглашений Премьер-Министра Украины, представителей Мининфраструктуры, и стран-партнеров, заинтересованных в услугах нашего порта, для встречи и обсужнения вопроса в Херсоне - это было бы не лишним, и даже престижным, хоть и обременительным для нашего бюджета.


 
Алена Маляренко

27.06.2018 15:35

 

календар

    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930