Ікс-кілометр - територія людини

[

персональний сайт Олени Маляренко

творчість, журналістика, комунікації
]
журналістика & персоналі-Я & Создатели Фрегата рассказали, как это было
Всі новини

Создатели Фрегата рассказали, как это было

24.07.2017 12:33

Туристический Херсон невозможно себе представить без Днепра и пляжей,  старинных зданий и храмов, а так же без отеля Фрегат, который стал давно визитной карточкой нашего города. Кто-то видит в нем черты советского конструктивизма и типового модерна, иностранцы же часто находят отсылки к испанскому архитектору Гауди и удивляются плавности линий, роскошному фонтану, продуманности общей композиции.

К сожалению, мало кто знает авторов этой работы, ее исполнителей. Как и мало кому известны причины длительности стройки. Как остался за кадром и тот факт, что отель являлся лишь частью грандиозного проекта, который должны были воплотить силами ПАО Проектно-строительной фирмы «Херсонбуд» (тогда трест Херсонпромстрой), по созданию огромной прогулочной набережной от пр. Ушакова и до Консервного комбината.
Чтобы поговорить о том, как же возник туристический символ города, раскрыть тайны и секреты его возведения, мы пригласили почетных херсонцев, участников реализации данного проекта главного архитектора Херсона  Вячеслава Михайловича Громыхина и куратора стройки на тот момент главу горсовета с 1983 по 1990 г. Николая Александровича Калиничева.
 
Их воспоминания - бесценны. Ведь упоминаний о том, как и кем строился Фрегат, сейчас в доступных широкой общественности источниках практически не найти. Разве что на ресурсах АртКавун и летопись Херсона нам удалось найти беглое упоминание о том, что стройка начавшаяся в конце 70-х наконец увенчалась успехом, что в 1989 г. был торжественно сдан в эксплуатацию гостиничный комплекс Фрегат. 


На наш вопрос: как это было, оба наших собеседника, переглянувшись, на глазах молодея, отвечают звонко, эмоционально, горячо. Видно, что  это - приятные им воспоминания о времени  труда и созидания.
Николай Калиничев:
Я в горисполкоме проработал 12 с половиной лет, был зампредом, первым зампредом, так что всю эту историю я прошел сам, все было на моих глазах.
Дело в том, что это место, где находится гостиница, выбирали не случайно. Если проплывать на пароходе мимо Херсона (а тогда судоходство было активное), то в глаза бросается наш район Военка - исторически знаменитые застройки, но не украшающие - так, частный сектор. И вот, на уровне республиканского руководства в 70-ые годы было принято решение - построить сплошную, хорошую набережную, вдоль которой будут располагаться красивые,  показательные, отражающие характер города здания и памятники. Это во-первых, объекты культуры, искусства, дворец пионеров, дома правосудия, спорткомплексы, ДК, библиотеки, здравницы. И так далее, до самого Консервного комбината. Чтобы город был красивым, удобным, запоминающимся - нам хотелось, чтобы нашим городом любовались.
Сам проект в полном объеме, к сожалению, так и не состоялся. Но библиотека им. Гончара, Парк славы, гостиница Фрегат и набережная, которую мы имеем, - это части того единого, большого  проекта.
Вячеслав Громыхин:
Я подключился к работе, когда  приехал сюда в 1979 году после КИСИ (киевского инженерно-строительного института). Тогда, чтоб вы понимали, в советское время,  все строилось по типовым проектам, а здесь, на Фрегате, мы могли проявить свое творчество. И это была большая удача для молодого архитектора - принять участие в создании такого объекта, придать ему облик. И я, и  автор проекта Михайленко Вячеслав Федорович,  это понимали, понимали всю ответственность. Это же авторский объект! И поэтому старались, творили.
Этот шар на фонтане - сам спроектировал, и варил, и выполнял Михайленко и Марченко Николай Филимонович. Этот шпиль, парус на самом верху - тоже находка, Грязнов спроектировал, конкурс выиграл.
Сделано с душой, потому оно всем и нравится.
Что нужно сказать? На тот момент сама коробка здания уже стояла. Загвоздка была в том, что во-первых, все время отвлекали внимание и перебрасывали силы на  жилищное строительство. Тогда эта задача была в приоритете. Все херсонцы могут вспомнить, какими темпами в 70-80 годы строился Херсон - это и Шуменский, и Таврический микрорайоны, и промышленные объекты. Везде работал «Херсонбуд», это был лидер строек. Это первый фактор. А второй - материалы: деньги на строительство выделялись немалые, прямо скажем,  а вот материалы приходилось доставать, добывать. Но об этом, думаю, лучше расскажет Николай Александрович.
Николай Калиничев:
Вячеслав Михайлович правильно говорит: тогда денег было много, а материалов не хватало, все надо было пробивать, решать вопросы. Когда меня назначили куратором проекта, коробка уже стояла, но вот наполнение, насыщение, отделка – были приостановлены.Трест «Херсонпромстрой» (ныне ПАО «Херсонбуд» под руководством Сандика А.Б.)  было поручено завершить строительство гостиницы в самые короткие сроки. Не смотря на то, что строительный трест одновременно вел строительство ряда ключевых объектов по городу и области, сдавали в эксплуатацию по 225 тысяч квадратных метров жилья в год в комплексе с объектами коммунального, социально-культурного назначения и промышленности, задание по завершению строительства и вводу в эксплуатацию гостиницы в самые короткие сроки было выполнено. Компания ПАО «Херсонбуд» и в настоящее время продолжает работать и вот вместе с главным инженером треста «Херсонпромстрой» Сандиком Борисом Мотлеевечем мы создали команду, которая довела дело до конца.  
А начинали мы в 1985  году, глубокой осенью. Наш первый рабочий день начался на набережной, в семь утра, в ноябре, в тумане. Внизу моржи купаются, а у нас зуб на зуб не попадает. А уже на следующий день была бытовка, еще через день - туда провели электричество, и так потихоньку, постепенно поехали. Каждый день планерка в сесь утра и обсуждали - что сделано за прошедший день, планировали работы на следующий, и так далее, и так далее. Привлекали лучших специалистов строителей, лучшие предприятия города, общественность.
Ниже - фото из архива Херсонстроя
 
Вячеслав Громыхин:
Сейчас трудно представить - есть любые материалы, конструкции любой сложности, масса техники, были бы деньги. А тогда многие решения принимали на ходу. Николай Александрович скромничает, не говорит, но это он выбивал металл в необходимых количествах, для изготовления подвесных конструкций. И гранит выбивал, и камень, и акмигран, и стекла. Паркет у нас из Закарпатья, художественный лежит, облицовочные материалы - из Армении. Со всего союза старались лучшее добыть и доставить. Что-то через Министерства решалось, что-то на личном уровне, через личные контакты, что-то местные предприятия делали. По деревообработке лучшим был завод Куйбышева.
Николай Калиничев:
Руководителей структурных подразделений треста «Херсонпромстрой» было порядка десятка человек. Участников, исполнителей работ, за все время более тысячи задействовано было. Но старались организовать работу так, чтобы никто друг другу не мешал. Сандику Б.М. подчинялись как главному инженеру строительного треста, а мне как куратору.
Что еще интересно: строили мы "Фрегат" не только с применением передовых новых строительных технологий и организации работ, но и с применением принципа кораблестроения - так, организовали работу, карточки с задачами и отчетность, как это делал Заботин Всеволод Федорович у себя на судостроительном. Он придумал систему: расписывать весь объем работ, до мелочей, по карточкам, и каждую карточку нужно было расписать - тот, кто делал, тот, кто контролировал. И на планерке, если взять такую карточку, становилось понятно, что конкретно  было сделано.
Помню как с прорабом Вороновым мы обходили каждую комнату, каждый уголок, расписали все этапы, каждый узел. Чтобы не бояться, что придется на каком-то этапе все срывать и все переделывать.
Но вот когда сделали... Знаете, ленточки не резали, торжеств не устраивали. Усталость была такая!.. Просто собрались, поздравили друг друга, выпили немного и сдали объект. Но радость была. Это было такое чувство - не знаю как вам и объяснить.
Вячеслав Громыхин:
По поводу облика хотел бы сказать следующее: нас учили, что у каждого типа объекта должен быть образ. Не только фантазия автора, не только типовые конструкции, но и лицо. Если это школа - это должно читаться. Если это гостиница на берегу - это должно звучать в ее облике. Если это больница - вот как, например, стоматполиклиника на Ленина (ныне Греческая), тоже Сандик Борис Матвлеевич строил - тоже нужно искать соответствующее решение. Помню, больницу эту мы обсуждали - как делать, чем отделывать. И нашли решение - чтобы было белое, сияющее, украсило центральную улицу. Даже панели для домов, которые сейчас критикуют, а тогда это такая радость была - вселиться в квартиру со всеми удобствами из землянки! - так вот даже эти панели творили, искали решения по цвету, по крошке, по фактуре, и были первыми в Украине по их производству.
Да, было много вопросов в то время. А сейчас? Я бы посоветовал искать не критику, а начать строить с умом, с пользой для города. Был недавно в Хмельницком, город меньше нашего, а стройка кипит - 60 кранов работает. А у нас? Почему не строим? Все критикуем...
После такой беседы с архитекторами и кураторами строек прошедших лет возникает ощущение ностальгии по работе. Ведь каким бы ни было общество и строй, как бы ни менялись стили и моды, но личное мастерство, личный вклад в общее дело, в создание облика нынешнего Херсона отменить нельзя. Хотелось бы, чтобы с мастерами и специалистами прошлого чаще общались и советовались, ведь у них сохранилось умение выстраивать целостную картину, видеть генеральные перспективы развития. Как знать, может в этом союзе старой школы и новых требований родится новый облик Херсона, и туристического и комфортного в повседневной жизни города? Такого легкого и парящего, как "Фрегат"?
Тогда и общегородская мечта создать роскошную набережную с многочисленными нарядными спусками к Днепру однажды тоже воплотится в жизнь.


Полная версия радиоинтервью с В.  Громыхиным и Н.Калиничевым - ниже по ссылке:
https://www.youtube.com/watch?time_continue=2&v=J0tZ_qFyfgo  


 
Алена Маляренко, для "Любимый Херсон"

календар

      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031