"

Ікс-кілометр - територія людини

"
[

персональний сайт Олени Маляренко

творчість, журналістика, комунікації
]
& журналістика & Я-блог & Донецкий Germinal или Всеукраинская Fata Morgana?

Донецкий Germinal или Всеукраинская Fata Morgana?

09.01.2016 10:37
Я не скажу ничего нового, если напомню: границу между прошлым и позапрошлым столетием ознаменовали раскаты революций во всех европейских странах. Низы не хотели по старому, верхи не могли по-новому. Но если там, на Западе, эти раскаты прозвучали как сухая гроза – ливень так и не обрушился, их мир не слишком-то и изменился, – то на территории бывшей Российской империи (туда входила и Украина), из искры таки возгорелось пламя. Революции бушевали неоднократно, приводя все новых и новых вождей, один правее прежнего, пока не переродились в череду гражданских войн...
 
Ничего не напоминает? Тогда скажу прямо: сезонное обострение на рубеже веков снова сыграло с нашим нестабильным народом злую шутку. Нам опять захотелось перемен. Снова череда революций, и, наконец, АТО…
----
 
А теперь немного лирики, показывающей, что Украина за 100 лет не так уж и изменилась.
Самое революционное произведение самого европейского из украинских писателей на рубеже 19-20 ст. Михаила Коцюбинского «Fata Morgana» (явившаяся, привидевшаяся земля, бред о земле, земля-мираж) обрисовывает до боли знакомый конфликт. Итак…
В глухое село, где оторванные от земли люди выбились в свое время из злыдней, пока работали на заводе, но снова попали в нищету, ибо заводик (совсем как после падения ссср) прогорел, а земля в собственности не появилась, приезжает добрый сказочник – Марко Гуща. Он бывал на заработках в разных краях (как это знакомо!). Он знает новомодную европейскую философию (тогда это был коммунизм, ныне это демократические европейские ценности). Он зовет всех восстать и показать, что народ – это сила. И что все вокруг – народное. И народ -вдохновляется.
 
Идейного вождя Марка Гущу могло бы сразу напрячь предчувствие: бунт - штука неуправляемая. И хотя идея всеобщего блага – она как бы всеобщая, да есть у каждого благоборца свой маленький шкурный интерес. Но идейный – он и в Африке идейный: Марк верил, что люди – хорошие, и что революция получится добрая. Да не тут- то было. И усадьбу панскую развалили (а ведь могли бы пользоваться), и с заводиком нехорошо получилось, поломали, по кирпичику разобрали. Словом, много добра накрутили затюканные жизнью люди, как только выпрямили спинки и встали во весь росток…
 
Как-то перенаправить на благое дело и напомнить о добрых целях Марк не смог. Не докричался. Зато, когда приехали жандармы и поинтересовались: а кто все тут так набомбил-намусорил? – ответ у людей нашелся сразу. Марк и особо близкие к нему соблазнили, запутали, наврали всё нам, бедным. Надо бы им вломить… И вломили… Бий свій свого, щоб чужий і духу боявся… И остались ни с чем… За что боролись – даже и не вспомнили. Хорошо хоть напряжение сняли. Сексуальное, или не очень…
 
 
А вот лирика другого порядка. Европейская. Урбанистическая.
Тут Эмиль Золя постарался, французский реалист-натуралист все того же рубежа 19-20 веков. Его «Жерминаль» (росток новой жизни) - не о крестьянах-заробитчанах, ездоках по европам, о собственной усадебке грезящих, он о шахтерах, и о том, как умеют бунтовать эти подземные ребята. И тоже созвучий - масса.
К примеру. Приехала к шахтерам комиссия – и удивилась, как сладко тем живется, зажрались просто. И уголь халявный – чего надо им, немытым , некультурным и депрессивным? И даже аристократы гуманитарку дали - пару детских платьев и булочку (прямо печеньки на майдане). А шахтеры неблагодарные, видимо, от жиру взбесившись, возьми и начни бунт.
И, что самое интересное, подучил их кто ? Да русский же засланец, революционер Суварин и подсказал, как бунтовать и как солдат бить. Одна беда: пока шахтеры с солдатами воевали, шахты затопило - воду никто не откачивал, заслон и прорвало. Самые идейные ученики русского Суварина либо сами погибли, либо близких потеряли, а куда он делся – не помню… Да и был ли мальчик – не суть. Главное, и по этому сценарию ничем хорошим дело не кончилось – не пророс росток. да и шахты эти потом восстанавливай... Так что и тут разве что напряжение сняли…
 
----
 
Я не берусь учить или судить. И текст свой длительный буду заканчивать. Немного лишь поменторствую.
 
Не важно, отчего и почему люди выходят на майданы или выползают из шахт. Уж поверьте, не от хорошей жизни. Хіба ревуть воли, як ясла повні? – перефразировал Библию еще один украинский классик, и был прав. Не ревут. 
 
Вопрос даже не в том, что за дудочники выводят на майдан или на антимайдан – залетные идеалисты или хитрые дельцы. Важно, что ни один бунт никогда и никому не принес ожидаемого. Какими бы сладкими не были идеи. Какой бы великой не была борьба. И не цитируйте мне здесь маратов и робеспьберов,ибо они вымерли как динозавры, едва победила их великая французская. Им ли нас учить?
Мы, выходцы из страны победившего социализма, как никто другой должны были бы помнить, как долго болит сердце по расстрелянным и расстреливавшим дедам, какими беcсмысленными через года кажутся их незыблемые принципы и великие цели, какими ужасными и нелепыми кажутся их жертвы и культы...
Уже сейчас, по сути, только личное горе и собственные утраты, которые все мы ежедневно несем, нас ослепляют и озлобляют настолько, что не позволяют остановиться и увидеть: а ведь снова ускользнула коварная Fata Morgana, не пробились ростки новой жизни, жерминали эти, не пробились… Ни тем, ни этим…
 
Пока мы судорожно ищем виновных и мстим - мы умираем. Выигрывают лишь дельцы, да дудочники, если им повезет выгрести и вовремя сбежать... Иначе же -вспомните великую французскую.
Сколько же вы бить будете друг друга, глупые, обманутые люди? Сколько же будете ненавидеть?

календар

1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930