"

Ікс-кілометр - територія людини

"
[

персональний сайт Олени Маляренко

творчість, журналістика, комунікації
]
& журналістика & історі-Я & Белеет парус, или История одного "Товарища"

Белеет парус, или История одного "Товарища"

27.01.2019 14:54

Герой приключенческих фильмов ХХ века, парусник "Товарищ" не раз украшал собой херсонскую набережную. Где-то он теперь? Изучала Татьяна Гладыш.

БЕЛЕЕТ ПАРУС

После Великой Отечественной войны СССР в виде репараций от Германии получил трехмачтовый барк (большое парусное судно с прямыми парусами на всех мачтах, кроме бизань-мачты) «Горх Фок». Немцы вовсе не хотели дарить корабль своим врагам. Поэтому перед окончанием войны,  узнав о падении Берлина, затопили «Горх Фок» у острова Рюген. Но его подняли с морского дна и отремонтировали. После ремонта парусник назвали вполне в духе страны советов – «Товарищ». Это судно украсило историю мореходства не только бывшего Советского Союза, но и всего мира.

Товарищ в  Штральзунде. Фото DW

С 1951 года местом приписки трехмачтового красавца стал Херсон, а точнее – Херсонское мореходное училище им. лейтенанта Шмидта (ныне Херсонский морской колледж), где «Товарищ» служил в качестве учебного судна. Считая службу на паруснике хорошей закалкой, еще адмирал Степан Макаров говорил: «Кто не плавал под парусами, тот не моряк». Под парусами «Товарища» прошли практику несколько поколений флота: более 15 тысяч курсантов морских учебных заведений, в том числе из 12 иностранных государств. Из них около 1500 стали капитанами.

За один рейс на паруснике могли пройти подготовку 145 курсантов. Штатный экипаж судна составлял 45 человек. «Товарищ» появлялся в разных портах мира. На его счету более 100 портов в 86 странах. 12 раз барк обогнул земной шар по экватору.

Такому гостю были рады везде. Например, в 1977 году «Товарищ» официально пригласили посетить порт Гент (Бельгия) для того, чтобы принять участие в праздновании 150-летия канала Тернезен-Гент. А в 1989 году наш парусник побывал в Гамбурге (Германия) на праздновании 800-летия порта.

Товарищ в Херсоне. Фото mycity.kherson.ua

Когда же «Товарищ» появлялся у ставшей родной херсонской пристани, его встречали толпы народа. На набережную приходили не только родственники моряков, но и просто желающие полюбоваться белоснежным красавцем, несущимся по волнам Днепра. Вот как рассказывал о его прибытии в гавань херсонский журналист Александр Скороход: «Когда он возвращался под крышу дома своего – порт приписки Херсон – для херсонцев это был всегда праздник. Набережная Днепра (пр. Ушакова) заполнена курсантами двух мореходок, родственниками, девушками и друзьями «мореманов», а то и просто зеваками. Гремит духовой оркестр. С берега слышно, как по мегафону с мостика звучит команда: «Убрать паруса!» Курсанты-практиканты по вантам взбираются на реи. Швартовые группы застыли на местах, на главной палубе готовят парадный трап к спуску. Не успели ещё швартовые концы лечь на кнехты причала, как курсанты уже спускаются с рей, закончив уборку парусов. И вот уже на причале вдоль судна выстраивается экипаж «Товарища». Звучит доклад капитана начальнику училища об окончании рейса. После него встречающие могут подняться на борт судна. А дальше, как во все времена: цветы, рукопожатия, объятия, поцелуи» (газета «Гривна-СВ» №45 за 2002 год).

Бывали дни, когда «Товарищ» открывали для свободного посещения. Побывавшие на его борту восхищались порядком и красотой, царящими здесь. Надраенные до блеска медные и латунные детали, отделанные лакированным красным деревом кают-компания и каюты, огромный штурвал на палубе, большая рубка…

В разные времена корабль посетили такие знаменитости, как английский принц Филипп, герцог Эдинбургский, дочь президента США Джулия Никсон, космонавт Герман Титов, писатель Владимир Беляев, Виктор Цой, первый президент Украины Леонид Кравчук... Этот список можно продолжать.

Товарищ в Херсоне. Фото mycity.kherson.ua

РОЖДЕНИЕ МЕЧТЫ

Кораблем мечты» называли парусник на его родине. А родился он в Германии. В 1933 году в Гамбурге на верфи «Blohm & Voss». Эта фирма, основана во второй половине ХIХ века, стала одной из крупнейших в мире. Среди ее достояний – линкор «Бисмарк» (1939), который в свое время был самым большим и мощным военным судном в мире. «Blohm & Voss» действует и сейчас, и среди ее заказов – 170-метровая яхта «Eclipse» для Романа Абрамовича.

На то время, когда на свет появился герой нашего рассказа, его размеры тоже впечатляли: длина барка – 73,6 м, ширина корпуса – 12 м, высота борта от киля до верхней палубы – 7,3 м, высота мачт – 42 м, корпус стальной. Парусная оснастка состояла из 25 парусов общей площадью 1800 кв. м. В нем хорошо вмещались качества как военного, так и торгового судна. Свое первое имя корабль получил в честь немецкого писателя-мариниста Иоганна Кинау, который подписывал свои произведения псевдонимом Горх Фок. Церемония спуска судна на воду была одной из самых массовых и торжественных в довоенный период. Парусник считали шедевром «Blohm & Voss».

Суда, построенные в 20-30 годах прошлого века, отличались от предшественников стальными корпусами, вспомогательными двигателями, современным навигационным оборудованием и радиоаппаратурой. Особенностью «Горх Фока» являлась подводная часть корпуса, выполненная в гладком бессварочном стиле, что поднимало скоростные характеристики корабля. «Горх Фок» стал образцом для целой серии немецких парусников, спущенных на воду на протяжении 1936–1958 гг. Позднее несколько парусных судов, повторяющих конструкцию немецкого барка, были построены для военно-морских сил стран Южной Америки.

В Германии корабль использовался как учебное судно. Перед Второй мировой войной он ежегодно отправлялся в рейсы по Северному и Балтийскому морях, несколько раз пересек Атлантический океан.

На борту "Товарища". Фото mycity.kherson.ua

ПОБЕДЫ НА НОВОЙ РОДИНЕ

Оказавшись в руках херсонский моряков, корабль зажил доброй славы. Он являлся парусником-флагманом Министерства морского флота. А также – одним из самых быстроходных в свое время и самым знаменитым советским учебным парусником.

Поэтому не удивительно, что «Товарищ» удерживал первые места в своем классе в международных состязаниях. Одним из таких состязаний в его жизни была «Операция Парус», которую организовывал Союз ученых парусников (Sail Training Association).

Первой социалистической страной, в которой прошла регата, стала Польша в 1974 году. Впервые к участию в ней были приглашены советские учебные парусники «Крузенштерн» и «Товарищ». Участники регаты стартовали в Копенгагене (Дания), а финишировали в Гдыне (Польша). Капитан «Крузенштерна» Иван Шнейдер повествовал об этом событии в своей книге «Операция Парус»: «Открывал гонку «Товарищ». Он шел с эффектным креном 25–30°, так что верхняя палуба с левого борта уходила под воду. В принципе 7 баллов – предел для его старого рангоута. Однако Ванденко [капитан корабля], очевидно, и не думал убирать верхние паруса. Конечно, это был риск: дальнейшее усиление ветра неминуемо оставило бы «Товарищ» без парусов, а то и без верхних дерев рангоута. С другой стороны, какая гонка без риска?»

Риск оказался оправданным – «Товарищ» пришел первым, опередив ближайшего соперника на 16 часов 45 минут. После этого последовала церемония награждения, которую описывал Шнейдер: «На помощь капитану спешит целая бригада: «Товарищу» вручают переходящие призы за победу в классе А и за общую победу в регате – огромный сверкающий флорентийский кубок и кусок гранита с мыса Горн, судовой колокол, специально для награждения участников отлитый из бронзы XVII века, поднятой с морского дна, памятную золотую медаль и дипломы. Подняв награды над головой, курсанты с «Товарища» под аплодисменты проносят их вдоль строя». Очередной этап «Операции Парус» – переход в Портсмут (Англия), где награды капитану парусника-победителя Олегу Ванденко вручал принц Филипп, герцог Эдинбургский. После выигранной регаты капитану, старпому и боцману присвоили звание мастера спорта международного класса.

В «Операции Парус-76» тоже участвовал «Товарищ». Он лидировал на первом и втором этапах гонки, и лишь на третьем этапе пришел четвертым. Но по сумме трех этапов за «Товарищем» снова первое место. И снова парады, награждения, овации. Регата 1976 года посвящалась 200-летию независимости США, поэтому в параде на озере Гудзон, где величественно красовался и наш корабль, участвовал президент страны Джеральд Форд.

Также «Товарищ» заслужил славу настоящей кинозвезды, снявшись в более 30 фильмах. «Максимка» (1952), «Алые паруса» (1961), «Капитан Немо» (1975), «Мятежный Ореон» (1979), «Дом, который построил Свифт» (1982), «Узник замка Иф» (1988)… Кинокартина о самом «Товарище» называлась «Ветер Надежды» и была снята на Одесской киностудии в середине 70-х годов прошлого века.

Товарищ в  Штральзунде. Фото DW

ЗАКАТ СЛАВЫ

Перед развалом Советского Союза «Товарищ» нуждался в ремонте, а средства выделялись только на самое необходимое. Но тут нагрянула перестройка, после которой барк остался Украине. Еще в 1993 году, уже под украинским флагом, он занял третье место в «Операции Парус», продолжал учить курсантов. В начале 90-х на нем проходили практику кадеты из Германии, Англии и Австралии.

Однако потом славным дням «Товарища» пришел конец. К 1995 году он перешел из Министерства морского флота СССР Министерству образования Украины, в котором на его ремонт не хватило средств. И хотя существовала возможность восстановления на Херсонском судоремонтном заводе, судно отправили в Великобританию. Там, после детального осмотра, оказалось, что сумма на ремонт барка достигает 3 млн. долларов. В Министерстве образования Украины таких денег для этого не было. Ректор Одесской Государственной Морской Академии Василий Залетов в 1995 году предложил Министерству отбуксировать судно в Херсон без ремонта. Но…

В 2003 году корабль продали немецкой организации Друзей парусного флота (Tall-Ship Friends) за мизерную цену – 500 тыс. евро. Покуда барк уже не мог передвигаться самостоятельно, то на плавучем доке его доставили в порт Штральзунд. Парусник встретили официальными почестями и овациями. Он вновь стал немецким судном, не только под новым флагом, но и со старым новым именем – «Горх Фок I».

Стоит сказать, что вместе с «Товарищем» по репарациям СССР достались парусники «Крузенштерн» и «Седов», которые после распада Союза отошли к России. Они до сих пор в строю.

А наш герой теперь используется как музей и место для проведения банкетов. Однако немцы хотят, чтобы он снова вышел в море, поэтому проводят его реконструкцию. Можно полагать, что в их руках бывший «Товарищ» не пропадет, но это уже будет не наша история.

Новые гости старого Товарища - фото Reuters

подготовила Татьяна Гладыш, фото - Интернет

календар

    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728